Цветочная педагогика
08 Октябрь, 2012 12:57
Эту фотографию я снял недавно на вокзале в Искитиме. Крошечная девочка с бессмысленным взором срывала цветы с клумбы и разбрасывала их по чистой плитке. С таким же бессмысленным выражением лица рядом стояли ее молодые родители и молчали. Может быть они решали семейные проблемы и было им не до ребенка, а может это стиль педагогический - ребенку до пяти лет ничего запрещать нельзя, как это говорят делают японцы. Я против запретной педагогики, но задачка меня всегда беспокоит. Как поступить родителям?
Лев Толстой и "татарин"
08 Октябрь, 2012 11:16
Андрей Белый так объяснял истоки своего творчества. Летом в Коктебеле он собирал камушки на берегу моря, раскладывал их особым образом, подбирая цвет и форму, в пустые коробки на вату и увозил домой. Зимой ему достаточно было раскрыть коробку, всмотреться в узор и … появлялась тема рассказа или повести. А Лев Толстой однажды шел по лугу в женскую пустынь в Шамордино, где жила его любимая сестра. Он собирал букет из полевых цветов и вдруг увидел репейник, что в народе зовут «татарином». И … родилась повесть «Хаджи-Мурат». Коктебель далеко, а вот на наши луга пришло время «татарина», или чертополоха. Малиновые корзинки поражают размерами и яркостью. Так и хочется сорвать «цветок», сделать это просто - весь колючий от головы до ног, он на верхушке подставляет нам голый стебель. Но лучше не надо. Как часто порой, говоря о растениях, мы вспоминаем – а оно лекарственное, или съедобное? Лихачев называл природу духовным хозяйством русского народа. Хорошо, когда мы видим чертополох вспомнить идущего по лугу Льва Толстого.
На Дарвинской тропе. Калужница на Падунчике
08 Октябрь, 2012 10:58
Странное сочетание названия растения и ручья. Калужница – исконно русское слово. В ряду других: лужа, болото, мочажина – все это места обитания желтоцветника, любителя влажных, холодных по-весеннему местечек. И мне это слово странно близко – дедушка и бабушка родились в Калужской губернии, на речке Жиздре, хотя сам никогда там не был. А «падунчик» – слово более сибирское, производное от «падуна», глубокой балки. Впервые это слово я услышал в глухой деревушке от пожилой хозяйки, что пустила нас, практикантов, на постой: «В падунах вода уже так шумит, по вечерам далеко слышно!» А может и не странное сочетание. Ведь калужница растет на огромных пространствах – и в Америке, и в Японии, и в Индии и у нас в области. А чем бы она заинтересовала Дарвина? Да всем! Прежде всего, его любимым словом «происхождение». «Все живое – из яйца» - говорили древние философы. «Все растение, и цветок в том числе, из листа»- утверждал поэт-натуралист Гёте. Калужница – против. Лепестки ее простого венчика произошли из чашелистиков, но могут образоваться и их тычинок. Тогда будет цветок махровым, как у западных селекционеров. Чтобы полюбоваться калужницей, нужно сделать два шага в сторону от асфальтовой тропы, выйти на обрывистый берег лесного ручья и удивиться ярким жёлтым цветом лепестков и зеленью листьев на фоне глины. Сойдите с тропы, не пожалеете.